Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы.«ПОЕЗДКА НА ПРАЗДНИК К СКАЗКЕ».
05 апреля 2018
Конспект
НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Вид занятия: По сообщению детям новых знаний и закреплению навыков количественного и порядкового счета в пределах 5, сравнивания предметов по величине и установлению последовательности частей суток; в форме дидактических игр.
Тема: «Поездка на праздник к сказке».
Задачи:
- Образовательные задачи: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5. Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?» и т.д. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Учить обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток на примере линейной модели: утро, день, вечер, ночь.
- Развивающие задачи: Развивать произвольное внимание через построение сериационного ряда по возрастанию и убыванию.
- Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к математическому занятию, дружеские взаимоотношения, доброжелательность.
Методы и приемы: упражнения, игровое упражнение, инструкция, вопросы к детям, сравнение.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
- фланелеграф;
- карточки с изображениями паровозика и 5 вагончиков с героями сказки «Теремок» (мышка, лягушка, зайка, лиса, волк);
- модель «сутки»: полоски (желтая – утро, красная – день, голубая – вечер, черная – ночь);
- аудиозапись из телепередачи «Спокойной ночи малыши!»;
- аудиозапись «Паровозик чух-чух-чух…»;
Раздаточный материал: Шарики и флажки разного цвета и величины (большой, поменьше, еще меньше и т.д. по 5 шт., размер каждого шарика соответствует размеру флажка).
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», д/и «Назови сказку».
Ход занятия:
1 часть. «Ребята, какое сейчас время суток?» (Утро.) «Что можно делать утром?» (Играть, завтракать.) Прикрепляю на фланелеграф желтую полоску и объясняю, что она будет обозначать утро.
«Сегодня утром к нам в гости пришли сказочные герои, посмотрите и из какой сказки эти герои?» («Теремок»), «Они предлагают нам отправиться вместе с ними на праздник, а вы хотите попасть на праздник к сказке?» (Да), «Для этого нужно построить паровозик, в каждом из вагончиков поедет один герой: Мышка, лягушка, зайка, лиса, волк». (Ребята строят паровозик.)
2 часть. «Сколько гостей едет на праздник? Посчитайте». (5 гостей.) «Сколько вагончиков?» (5 вагончиков.) «Как узнать, сколько вагончиков?» (Надо их посчитать, дети определяют количество вагончиков, а затем считают их по порядку,- один, два, три, четыре, пять). «Кто едет в третьем вагончике?» (заяц) «В котором по счету вагончике едет лиса?» (в 4 вагончике) И так далее.
«А теперь и нам нужно сесть на поезд и поехать вместе с героями». (Дети садятся на стульчики, поставленные паровозиком, и под музыку едут на праздник.) «Ну, вот мы и приехали и за то, что вы так хорошо справились с заданием и построили паровоз, наши гости дарят вам игру».
Физминутка по сказке Теремок.
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (делаем из пальцев крышу)
«Смотрите, какой большой зал, но он совсем не нарядный, давайте пройдем к столам и поможем героям украсить зал флажками и шарами». «Что можно сказать о цвете (величине) шариков?» (Они разного цвета и величины.)
«Расположите шарики начиная с самого маленького и заканчивая самым большим». (Дети располагают шарики в возрастающей последовательности: начиная с самого маленького и заканчивая, самым большим, уточняют приемы раскладывания предметов по величине.)
«А теперь флажки расположите, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким». (Дети выполняют задание с флажками и располагают их в порядке убывания.)
После выполнения заданий спрашиваю 3-4 детей рассказать о величине предметов, используя слова: самый маленький, побольше, еще побольше, самый большой. (Дети отвечают показывая, шарики и называют: «Самый маленький, побольше, еще побольше, еще больше и самый большой»).
«Ребята, а что можно делать днем?» (Играть, танцевать, рисовать.) Прикрепляю на фланелеграф красную полоску, обозначающую день.
Затем предлагаю поиграть, а герои посмотрят на нас.
(Игра «Найди себе пару».) «Возьмите по одному шарику или флажку, двигайтесь под музыку, как только музыка закончится, вы должны найти себе пару». (Дети берут по одному шарику или флажку и начинают двигаться под музыку, по окончании мелодии они находят себе пару: ребенка с шариком или флажком такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом.) Спрашиваю у 3-4 детей, почему они сделали такой выбор. (Потому что они одинаковые по цвету.) (Дети меняются предметами, игра повторяется). Присаживаемся на стульчики.
«Посмотрите на полоски, обозначающие время суток, назовите их по порядку в соответствии с тем временем суток, которое они обозначают» (Утро, день).
«Какое время суток сменяет день?» (Вечер.) Прикрепляю на фланелеграф голубую полоску и уточняю, какое время суток она обозначает. (Это вечер.)
Звучит музыка из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» «Ребята, а что вы делаете дома вечером?» (Смотрим мультики, убираем игрушки на место, кушаем.)
Физминутка для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
«Что теперь будут делать дети и герои из сказки?» (Ложиться спать.) «Как называется эта часть суток?» (Ночь.) Прикрепляю на фланелеграф черную полоску и предлагаю назвать все части суток по порядку: утро, день, вечер, ночь. Спрашиваю у 3-4 детей. (Утро, день, вечер, ночь.)
3 часть. Ребята, подскажите, а все ли герои из сказки «Теремок» пришли к нам сегодня в гости? (не было медведя), правильно.
Дело в том, что он ремонтирует теремок, который сломал, поэтому не смог попасть с нами на праздник, но передавал вам огромный привет, и обещал, что в следующий раз обязательно придет к вам в гости. А еще он передал вам дидактическую игру «Когда это бывает», играя в нее, вы сможете закреплять знания о времени суток. Давай те дружно скажем ему – спасибо.
«А теперь пора прощаться с героями, им нужно возвращаться в сказку, а нам нужно отправляться в детский сад». «До свидания, приходите к нам еще!».
«Садитесь в поезд, мы поедем обратно в детский сад». (Дети садятся в поезд и едут под музыку в детский сад.)
«Вот мы и приехали в детский сад, скажите, а где мы с вами были?» ( На сказочном празднике.)
«Какие герои к вам приходили?» (Мышка, лягушка, зайка, лиса, волк.)
«Кто не смог прийти к вам в гости? Почему?»
«Что вы делали на празднике?» (Украсили зал шариками и флажками, располагая их по возрастанию и убыванию; находили пару флажку или шарику, повторили части суток.)
«Вы большие молодцы, потому что на отлично справились с заданиями, а в следующий раз мы отправимся с вами в другое путешествие и узнаем много нового».