Презентация опыта работы на М.О. по речевому развитию "Развитие речи через обучение детей игре в шахматы".
27 ноября 2019
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В процессе обучения могут присутствовать элементы таких занятий, как рисование, лепка, физкультура и конечно развитие речи.
Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, обсуждают, сравнивают, классифицируют, рассуждают и делают выводы.
Каждое занятие сопровождаются познавательными моментами, побуждающими у детей интерес к работе (загадки, стихи, сказки, пословицы, поговорки).
В процессе совместной деятельности педагог проводит работу с различным дидактическим материалом (карточки с фигурами, развивающие игры).
Педагог объясняет правила игры, знакомит с разными способами действий, но не дает готовых инструкций по выполнению предложенного задания. В ходе игры поощряет самостоятельность воспитанников, их стремление достичь результата. Дети усваивают при этом игровые действия, способы и подходы к решению задач. У малышей формируется понимание необходимости концентрироваться на задании, напряжённо думать в ходе поиска решения задач.
Создание проблемно – поисковой ситуации способствует активному развитию мыслительных операций: ребенок активно принимается за решение сложившейся ситуации, учится рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Например, воспитатель загадывает загадки, просит помочь выбраться королю из опасной ситуации. Специально допускает ошибки, давая возможность детям найти правильное решение.
В совместных играх детей, с разной степенью освоения шахматной грамоты, происходит взаимное обучение одних детей другими. Дети не только самостоятельно осваивают и закрепляют материал, но и учатся работать в коллективе. Ведь сущность шахматной игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, сами находят решения, преодолевая определенные трудности.
Организация разнообразных форм деятельности в центре шахматного искусства.
Использование следующих игровых приёмов:
- проведение физминуток с изображением шахматных фигур и проговариванием текста, гимнастики для глаз;
- создание игровых ситуаций,игровая мотивация (король попал в беду, звучит сигнал о помощи);
- загадывание и отгадывание загадок, решение задач, головоломок, собирание пазлов, раскрашивание картинок, прослушивание стихов и сказок, просмотр мультфильмов;
- введение элементов соревнования;
- элементы драматизации, инсценировки (сказка «Терем- теремок», придумывание сказки детьми) для эмоционального фона;
- пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);
- метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала).
В своей работе я использую следующие методы:
1. Словесный метод. Без рассказа, объяснения и других словесных форм организации занятий невозможно ничему научить, поэтому без словесного метода обучения в образовательном процессе не обойтись:
рассказ (эмоциональность, образность должна присутствовать во время рассказа);
беседа (обсуждение вопросов; вместе с детьми подводим итоги; стараться, чтобы был диалог);
диалог;
диагностическое интервью;
опрос;
объяснение.
- Наглядный, или демонстрационный метод. При изложении учебного материала руководитель кружка пользуется демонстрационной доской и другими наглядными пособиями, сочетая при этом наглядность со словесным объяснением.
- Проблемный метод обучения. Это развивает логическое мышление ребенка, воспитывает в нем целеустремленность, учит находить выход из сложных, запутанных ситуаций.
- Практический метод. Шахматы – это игра.
ФИЗ.МИНУТКА.
- Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)
Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)
Только в бой им всем охото – (бег на месте)
Начинается игра – (прыжки на месте).
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ.
Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)
Дружно встали у меня – (остановились)
Тут ферзь- (хлопают)
Здесь два коня – (топают)
Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).
СЧИТАЛКИ.
В шахматный кружок пришли -
Что-то новое нашли.
Чёрно-белые поля
И фигуры у меня.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем весело играть!
***
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пешек на полянке?
Восемь, да! А вот король
он один у нас такой.
Ферзь один, и два слона.
Две ладьи и два коня.
Все фигуры знаем мы
Ну, а ты скорей ходи!
Тексты составляются по алгоритму:
- Жил-был… Кто?
- Какой он был? Что умел?
- Пошел он гулять (путешествовать)… Куда?
- Встретил злого… Кого?
- У главного героя был друг… Кто?
- Какой был друг по характеру?
- Как друг помог герою?
- Что стало со злым героем?
- Где друзья стали жить?
- Что стали делать?
Сказки, составленные детьми:
Жил-был белый Король. Он был добрый и веселый. Однажды отправился он на турнир… И встретилась ему на пути черная Пешка. Хотела поставить Королю шах и мат, и взять его в плен. Но у Короля был друг – белый Слон. Он был очень трусливый. Напугался Слон и стал громко плакать. Пешке даже стыдно стало и она ушла в свое Черное королевство. А Король и Слон вернулись в свой замок. Они играли в умные игры: особенно любили они шахматы и шашки. Слону очень нравились шашки, потому что они тоже ходят по диагонали.
Жил-был, в Шахматном королевстве, белый Конь. Однажды он отправился в лес полюбоваться природой.Но белая Пешка не хотела, чтобы Конь ходил в лес, и загораживала ему путь. «Вдруг он заблудится!» - думала она. У Коня был друг Слон, он был очень веселый и развеселил и успокоил Пешку. Решила Пешка пойти с ними вместе. Отправились они втроем в лес и нашли в его глубине старую избушку, в которой никто не жил. Там была большая библиотека со сказками. Остались Конь, Слон и Пешка в библиотеке читать сказки, и научились сочинять новые.
Вопросы из шахматной шкатулки.
(За каждый правильный ответ, вы получите один смайлик.)
1. Как ходит пешка? (только вперед)
2. Как бьёт пешка? (наискосок)
3. Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
4. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
5. Где стоят ладьи на доске до начала игры? ( по краям)
6. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
7. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? ( белопольные и чернопольные)
8. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
9. Между какими фигурами на доске стоит конь?
10. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
11. Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Стихи:
Доска
Смотрите! Вот дана доска
64 – магических квадрата
На ней по мере своих сил
Ведут сражение ребята.
Король
Весьма значительную роль
Играет в шахматах король,
Но больно тихий он ходок;
Всего по клетке за разок.
Слон
Слон белопольный мчится вдаль,
Ему открыта белая диагональ,
Он может очень быстро
Всю доску обойти
На чёрную лишь клетку
Не может перейти.
Ферзь
Ферзь недаром верховодит,
Ведь силён и грозен он.
Как ладья он прямо ходит
И наискосок – как слон.
Конь
А конь хотел быть не как все
Резвился он во всей красе.
И буквой «Г» вперёд и вбок
Через фигуру прыгать мог.
Пешка
Я - пехотинец боевой!
Росточком хоть и не высок,
Хожу по линии прямой,
И бью – наискосок.
Пешка маленькая, да удаленькая.
Если очень повезёт, то в ферзи она пройдёт.
ЛАДЬЯ
Движется ладья лишь прямо
Хоть по натуре не упряма
Прямолинейно держит путь,
Наискосок ей не свернуть.
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
Какой король не умеет говорить? ( Шахматный.)
Что это за чудо – клетка, где тесно мышке, но
свободно слону? (Шахматное поле.)
Какими словами оканчиваются такие стихотворные
строчки?
Движеньем своевольным чуть головы склоняя,
Стоят в саду пришкольном два гордые …(коня)
По клеткам какого цвета ходит ладья? (По белым и по
черным)
Перепрыгивает белая ладья через черную?
На какие поля не может попасть белопольный слон?
Чернопольный? (Черные; белые.)
По клеткам какого цвета ходят кони? (И белого и
черного.)
Можно ли побить короля? (Нет.)
ЗАГАДКИ
На каких полях ничего не растет? (На шахматных)
Что делают противники? (Играют в шахматы.)
Покажи диагональ из трех; четырех; пяти; шести; семи полей?
Покажи белую и черную пешки, коня, слона, ферзя, короля.
Какая фигура похожа на лошадку? На башенку? (конь, ладья.)
У какой фигуры головка круглая? На верхушке маленький
шарик? (У пешки, у ферзя.)
Назови самую высокую фигуру. Самую низкую фигуру
(король; пешка.)
В названиях каких шахматных фигур четыре, пять, шесть
букв? (слон, конь; пешка, ладья, ферзь; король.)
Какие фигуры спрятались в словах: оладьи, спешка,
заслонка, коньки? (ладьи, пешка, слон, конь)
Бадья, печка, корь, пушка. Вот какие слова получились, когда
в названиях фигур изменилась одна из букв. Что это за
фигуры? (Ладья, пешка, конь, пешка.)
У какого слона нет хобота? ( У шахматного.)
ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
МАТЕРИАЛА .
- «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке лежат шахматные фигуры. Дети по очереди ищут определенную фигуру. Другой вариант: дети берут на ощупь, определяют фигуру, называют её.
- На гранях кубика наклеены шахматные фигуры, дети бросают кубик по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.
- Взрослый или ребенок показывает веер, а дети по очереди называют шахматную фигуру, изображенную на веере. Другой вариант – ребенок показывает одну шахматную фигуру на веере, а дети называют эту фигуру.
- Воспитатель показывает карточку с буквой и спрашивает детей, какая шахматная фигура начинается со звука, который обозначается этой буквой, например, буква «к» - король, «п» - пешка.
- «Шахматный теремок» Предложить построить из букв домик – теремок, в который будут по одной: от самой маленькой до самой большой, забегать шахматные фигуры.
- «Шахматная репка» Посадить «репку». Около неё дети по очереди выстраивают шахматные фигуры, поясняя: «Дед - это король». «Бабка – ферзь». «Внучка – слон». «Жучка – конь». «Кошка – ладья». «Мышка – пешка».
- «Поиграем – угадаем». Воспитатель загадывает какую – либо фигуру, а дети отгадывают, называя шахматные фигуры, пока не назовут задуманную. Потом меняются ролями.
- «Да и нет». Взрослый берет две любые фигуры и спрашивает детей, стоят ли они рядом на шахматной доске в начальном положении. Потом меняются ролями.
- «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
- «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
- «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
- «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
- «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но по диагонали».
- «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
- «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Если ты играешь ловко,
Знай, как делать … (рокировку)
Королю ещё не крах,
Если ты заметишь … (шах)
Коли ходишь наугад,
Можешь сделать только … (пат)
Нет пути теперь назад!
Я уверен – это … (мат)
ЗАГАДКИ (ШАХМАТЫ)
Шах
Он наискосок идет,
Ходит очень осторожно
Хобот-нос в тело врос |
Ладья Шахматный конь Здесь войско выстроилось в ряд:
Ферзь
Похвастаться может красивым нарядом
Грива есть, но нет хвоста
|
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Раз, два, три, четыре, пять! |
(сжимаем – разжимаем кулаки) |
Вышли пешки погулять! |
(пальчики шагают по столу) |
Король на месте, по привычке, |
(сжатые кулаки на столе) |
А куда ему спешить? |
(разводят руки, пожимают плечами) |
Прыгнет конь! Подковы звяк! |
(ладони вперёд и хлопок) |
Необычен каждый шаг! |
(указательный палец) |
А ладья упряма, |
(раскрытые ладошки скользят по столу |
Все фигуры встали стеной, |
(выпрямленные ладони перед собой на столе) |
Им начинать этот сказочный бой. |
|